Очень много вещей мы делаем на автоматизме. Мы не задумываемся, как встать с кровати — мы просто встаём. Просто надеваем одежду. Просто делаем себе чай: наливаем воду в чайник, ставим его, берём кружку, кладём пакетик с заваркой. Можем сказать: “Подай мне, пожалуйста, сахар.”
Коммуникация даётся нам достаточно просто. Мы говорим: “Не накладывай мне капусту, я ее не люблю.” Или: “Мне не нравится эта идея, давай сделаем по-другому.” У нас всегда есть возможность выбрать, отказаться, попросить, спросить, выразить свои эмоции и чувства, да и просто побеседовать.
А теперь давайте подумаем о ребёнке с ТМНР. У него тоже есть мнение, но как он может его выразить? Как он может сейчас сказать маме во что хочет поиграть? Или элементарное: “Не хочу!” Как в этот самый момент ему быть понятым?
Мы используем речь, как самый быстрый и лёгкий способ общения. Но и для неречевых детей есть возможность общаться — с помощью средств альтернативной коммуникации.
Именно о них Анастасия Горн успела рассказать нам до начала карантина на пятом модуле обучения по проекту “Служба раннего вмешательства”, предоставленного Фондом президентских грантов. А также о том, как выбрать для ребенка подходящее средство, исходя из его возможностей, и о методах введения. Консультанты разобрали вместе с Асей интересующие вопросы по детям и построили конкретные стратегии введения АДК.
Самое важное, что хочется донести по итогу пятого модуля: мы все нуждаемся в общении с другими людьми, и ровно так же ребятам с нарушениями необходимо “слово”, чтобы быть услышанными. Потому что коммуникация — это двусторонний процесс, и в общении с особыми детьми мы не можем просто гадать по эмоциям. Нам нужно нечто большее.
Обращаем ваше внимание, что мы продолжаем набор семей в проект. Как попасть в проект и интересующие вопросы можно задать по номеру +79278911772, Марина Борисовна.
Проект “Служба раннего вмешательства” реализован с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества (президентскиегранты.рф).